"Кукла-зерновушка (1 занятие)"

Россейкина Елена Владимировна
педагог дополнительного образования
МБОУ ДОД Центр детского творчества
Хабаровский край Хабаровский район с.Некрасовка
Россия

Знакомство с историей возникновения кукол с давних времен. Какие бывают обрядовые куклы, для чего они, их особенности. Изготовление куклы-зерновушки и её подробная история.


Конспект занятия ТО «Мягкая игрушка»
«Кукла-зерновушка (вальдорфский вариант)» (4ч)
педагога дополнительного образования Россейкина Елена Владимировна
На видео представлен 1 урок из 4 часов работы над куклой.

Цель: познакомить обучающихся с историей кукол, видами кукол, научить изготавливать куклу-оберег из трикотажа и хлопка.

Задачи:
Предметные:
- научить правильно подбирать материал по цветовой гамме, кроить
- научить соединять отдельные мотивы изделия
- оформлять готовое изделие по своему усмотрению.
Метапредметные:
- развивать воображение
- развивать познавательные потребности, интересы, способности
- расширить знания ребёнка о своих творческих возможностях
- способствовать развитию внимательности, наблюдательности
Личностные:
- установить добрые взаимоотношения в группе
- воспитывать настойчивость в преодолении трудностей, достижение поставленных задач
- воспитывать усидчивость и интерес к работе.
- воспитывать у обучающихся трудолюбие, аккуратность.

Оборудование и ТСО: трикотаж телесного цвета, хлопок разных цветов, синтепон, пшено, пряжа для волос, нитки, иголки, ножницы, карандаши, бисер, ленты для оформления, выкройки.

«Кукла-зерновушка. История и виды кукол. Раскрой» (2ч)

Ход занятия:
1. Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности обучающихся к занятию.
Педагог:
Здравствуйте, ребята, рада видеть всех вас сегодня на занятии.

2. Основная часть.
Педагог: Мы сегодня приступаем к новой теме «Сувениры на память», мы сделаем три работы и каждая из них может стать подарком, а впереди у нас 8 марта! А начнем с куклы… (слайд 1) Не одно, а целых четыре тысячелетия относят нас назад к моменту появления кукол. Тогда они представляли собой часть священных ритуалов: на фигурки возлагались магические функции либо они служили оберегом. (слайд 2) Считалось, чем больше кукол, тем больше счастья в семье. А по тому, как дети относились с куклам, судили о будущем благополучии семьи. Если дети бережно обращались с куклами, то будет в доме достаток и счастье. Если небрежно и бросали где непопадя то, жди беды. Позднее кукла превратилась в детскую игрушку, с тех времен и существует искусство шитья текстильных кукол, как вид рукоделия. Существующее разнообразие техник определяет создание следующих видов кукол:
• обереги с защитными функциями (Пеленашка, Зерновушка, Столбик, названия текстильных кукол часто отражают их предназначение) (слайд 3)
• обрядовые (Масленица, Купавка, Ледея, Огнея) (слайд 4)
• театральные (используются в спектаклях, в том числе куклы на каркасе) (слайд 5)
• игровые для детей (слайд 6)
• интерьерные для коллекционирования
• пальчиковые (помогают развивать мелкую моторику, воображение) (слайд 7)
• тыквоголовки (отличаются крупной головой овальной формы, которая похожа на тыкву) (слайд 8)
• вальдорфские (простые по форме, с твердой головой, мягким телом, с хорошо оформленными ручками и ножками)

Мы сегодня будем делать куклу зерновушку (показываю куклу). Кукла зерновушка – это своеобразный образ женщины хранительницы, кормилицы. Издавна в широтах, где наблюдалась резкая смена периодов года, и летний, плодородный период сменялся зимней стужей, наполнение закромов считалось мерилом богатства. Куколка, которая символизировала обилие этих закромов, считалась кормилицей, ведь от их полноты зависела в прямом смысле жизнь людей. (слайд 9)
Основное, что в этом обереге – наполнение. Каждый мастер народных промыслов понимает, что в оберегах не так важна обёртка, как содержание. И если вы собрались попробовать себя в рукоделии, то первым делом нужно правильно определиться с зернами, которыми наполните Зерновушку.
Просо – рекомендуют тем, кто еще не замужем. Этот злак умеет привлечь в дом жениха. Тем более, если женщина имеет затруднения с замужеством, то такой оберег поможет с привлечением доброго хозяина в дом.
Греча – символ здоровья. Наполняя гречей талисманы, мы привлекаем в свой дом здоровый дух. Особенно рекомендуется для наполнения оберегов тем, кто страдает от непонятных и частых болезней.
Пшеница – королева зерновых. Это и символ богатства, и дух плодородия. Очень важно ее использовать в оберегах тем, кто хочет много детишек или имеет проблемы с деторождением.
Фасоль – деньги. Наполняя фасолью домовой оберег, мы привлекаем тем самым энергию денег. Фасоль не символизирует богатство в целом, это скорее признак мелких монет – беззаботные будни.
Рожь – единство и мир в семье. Рожь убирает разногласия и усмиряет ссоры. Если заметили, что в доме недостает уюта, то рожь в обереге вернет дух тепла и душевного спокойствия.
Ячмень – символ мужской силы. Тайком наполняя заветный мешочек из ткани зернами ячменя, жена поможет мужу вернуть мужскую силу в телеса, если он растратил свою прыть.
Смешанный наполнитель – альтернатива в те моменты, когда нет четкого понимания задуманных желаний. В этом случае можно взять по горсти разных зерен, чтобы учесть все аспекты работы домового талисмана.
Я для нашей куклы выбрала пшено. И наша кукла будет не такой, как принято считать, а так называемым вальдорфским вариантом.

Практическая работа.
Итак, приступим к работе.
Для работы нам потребуются трикотаж телесного цвета, хлопок разных цветов, нитки, иголки, ножницы, карандаши, бисер, ленты для оформления, выкройки. Но прежде чем мы приступим к работе, давайте вспомним какие виды швов мы изучили? А также вспомним правила техники безопасности: «Работа с ножницами, иголками». А теперь начнем, ваша основная задача, раскроить нашу куклу. С хлопком мы уже работали и вы знаете как это делается, а с трикотажем мы поступаем немного по-другому (объясняю). (слайд 10)
Слайды с 10 по 21 - Мастер-класс по созданию куклы-зерновушки

3. Заключительная часть.
Давайте посмотрим все ли справились с работой? Молодцы! У вас всё здорово получилось. На следующем занятии мы продолжим шить нашу куколку.
«Кукла-зерновушка. Пошив и оформление» (2ч)

Ход занятия:
1. Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности обучающихся к занятию.
Педагог:
Здравствуйте, ребята, рада видеть всех вас сегодня на занятии.

2. Основная часть.
Педагог: Сегодня мы продолжим пошив нашей куколки и оформим её по вашему желанию. А во время работы я хочу, чтоб вы вспомнили историю кукол и виды кукол, и рассказали мне. Есть желающие? Что вы узнали о кукле-зерновушке на прошлом занятии?

Слайды с 10 по 21 - Мастер-класс по созданию куклы-зерновушки (по МК делаем куклу)

3. Заключительная часть.
Давайте посмотрим на наши замечательные поделки. Вот и первый подарок у нас готов, на следующем занятии мы приступим к пошиву еще одного презента. Молодцы! У вас всё здорово получилось!


Презентация к уроку

 


Оставить отзыв или комментарий